ПРАВИТЕЛЬСТВО «ДОБИВАЕТ» ЗАКРЫТЫЕ ГОРОДА И БИЗНЕС, КОТОРЫЙ ИХ СПАСАЛ

Здесь обсуждаются все темы, не подходящие к другим разделам.
Аватара пользователя
Mortal
Профи
Сообщения: 847
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 3:00 am
Откуда: Саров
Контактная информация:

Сообщение Mortal » Ср мар 17, 2004 4:51 pm

Предоставленные государством налоговые льготы для ЗАТО сегодня называют «аморальными»

Кампания против российских олигархов, которую ведут власти, может затронуть не только конкретных представителей крупного бизнеса, но и десятки городов с населением в сотни тысяч жителей. В «дело ЮКОСа», а теперь и в «дело «Сибнефти» оказались вовлечены закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).
Власти «неожиданно» обнаружили, что в ЗАТО действовали льготные налоговые режимы, которыми пользовались тысячи российских компаний. Чиновники называют их «внутренними офшорами» и говорят, что бюджет потерял из-за их существования миллиарды рублей налогов. Представители самих закрытых городов утверждают, что именно возможность предоставления налоговых льгот в свое время позволила превратить дотационные территории в доноров и решить многие социальные проблемы. К тому же стоит напомнить, что значительная часть льгот отменена с 2000 г., а все остальные налоговые льготы, согласно принятым законам, прекратили свое действие с 1 января 2004 г.
Сегодня чиновники вдруг заговорили, что через ЗАТО якобы выведены из-под налогообложения крупные суммы. По информации доктора технических наук, профессора Ивана Никитчука, «в один присест в ЗАТО Саров (федеральный ядерный центр Арзамас-16) зарегистрировались сразу более 200 различных предприятий. Налоговые освобождения тогда составили свыше 320 млрд. руб., в бюджет города было перечислено около 80 млрд. руб.». По данным МНС и Минфина, нефтяники в том же Сарове платили в среднем четверть от существовавшей налоговой нагрузки.
Между тем, по данным самих представителей нефтяных компаний, за последние 5 лет (то есть с 1998 по 2003 г.) объемы налоговых платежей в бюджеты всех уровней выросли в три раза при росте нефтедобычи всего на 40%. Доля налогов нефтяной отрасли в бюджете в 5 раз выше доли самой отрасли в ВВП. К тому же, по признанию многих высокопоставленных чиновников, нельзя обвинять компании в том, что они использовали легальные методы «оптимизации налогообложения». Так, теперь уже бывший премьер-министр Михаил Касьянов незадолго до своей отставки заявил буквально следующее: «Ответственность за использование схем оптимизации налогообложения должны нести не компании, а ведомства, допустившие возможность существования таких схем». А по мнению заместителя председателя комитета Совета Федерации по бюджету Олега Чиркунова, «налоговая оптимизация у нас в стране существует благодаря законодателю, который либо неточно прописал законодательство, либо он специально предоставил отдельные налоговые режимы по отдельным категориям налогоплательщиков».
Стоит отметить, что ЗАТО не могли идти по пути создания собственного бизнеса, так как покупательная способность населения фактически была нулевой. Обнищание военных объектов дошло до такой степени, что ученые питались в столовой и покупали продукты в кредит. Были случаи голодных обмороков и ЧП на предприятиях, где используется ядерная технология. Какой уж тут бизнес! ЗАТО могли только привлечь бизнес со стороны, пользуясь налоговыми льготами. И администрация Ельцина, а потом и администрация Путина были вынуждены пойти по этому пути, чтобы сохранить военные технологии в работоспособном состоянии, избежать техногенных катастроф и спасти людей. В 1998 г. Госдума приняла изменения и дополнения в Закон о ЗАТО, дающие право на предоставление налоговых льгот. Крупный бизнес буквально зазывали на территорию ЗАТО, здесь стали регистрироваться фирмы, создаваться новые рабочие места. Это вдохнуло жизнь в умиравшие ЗАТО.
Сегодня обвинения в адрес закрытых городов звучат особенно странно, поскольку никаких особых льгот уже давно не существует, ЗАТО финансируются из федерального бюджета, те же льготы, которые некогда существовали, были приняты в законодательном порядке – целенаправленно, чтобы привлечь бизнес на эти территории.
Теперь, по словам Николая Кузьменко, мэра Северска, ликвидация льгот сделала Северск городом дотируемым, поскольку отныне все налоги уходят в Москву. И теперь правительство выделяет Северску: 290 млн. – дотации на текущие расходы, 80 млн. – на капитальное строительства, 12 – на отселение, 2 млрд. руб. – на развитие территорий ЗАТО и т.д.
По мнению заместителя главы города Новоуральска по экономике Ирины Широковой, раньше, когда администрация имела возможность предоставлять льготу по налогу на прибыль, ситуация была другой. Администрация тогда смогла за счет бюджетных средств создать фонд поддержки предпринимательства, который сейчас занимается льготным кредитованием малого бизнеса (под 10% годовых). По мнению заместителя мэра, это помогло увеличить число индивидуальных предпринимателей с 3 до 4 тыс. и осуществить ряд инвестиционных проектов. Глава администрации ЗАТО поселок Светлый (Саратовская область) Тамара Каширина говорит, что льготы для ЗАТО существовали до 2000 г. Тогда закрытым территориям оставляли все собиравшиеся на их территории налоги. Сейчас же они могут распоряжаться только подоходным налогом с военнослужащих и небольшой частью НДС, что составляет почти половину бюджета ЗАТО. По словам члена бюджетного комитета Саратовской областной Думы Владимира Пожарова, никаких особых льгот и привилегий у ЗАТО сейчас нет. Их единственная (и очень большая) привилегия – это то, что закрытые образования по статусу приравниваются к субъектам Федерации и финансируются напрямую из федерального бюджета.
Однако Госдума уже приняла в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс и другие законодательные акты, согласно которым ЗАТО будут приравнены в финансовом и бюджетном плане к обычным муниципалитетам, а обеспечение деньгами закрытых городов будет передано на местный уровень. Намерение «добить» этот вопрос до конца подтвердил в конце февраля этого года и министр финансов Алексей Кудрин. Эта идея чиновников и депутатов вызвала настоящую бурю протеста в ЗАТО. «Для нас это будет гибель, – убеждена, в частности, глава поселка Светлый Тамара Каширина. – У области просто нет возможности содержать инфраструктуру наших огромных предприятий». С мнением представителей ЗАТО согласны и многие губернаторы. Так, глава Красноярского края Александр Хлопонин считает, что процессу преобразования ЗАТО должна предшествовать тщательная подготовка этого проекта и на осуществление всех мероприятий потребуется не меньше 5 лет, а губернатор Челябинской области Петр Сумин направил в правительство письмо, в котором указал, что область в результате этих изменений не сможет сохранить существующую бюджетную обеспеченность ЗАТО.
Мнение нового правительства о будущем закрытых городов неизвестно. Однако, если учитывать, что Алексей Кудрин сохранил пост министра финансов, то можно предположить, что процесс ликвидации остатков бюджетных «привилегий» ЗАТО будет продолжен. Какую выгоду извлечет из этого федеральное правительство – неизвестно, но, очевидно, что проблем и у жителей ЗАТО, и у регионов значительно прибавится.
http://www.ng.ru