Добавлено: Пн июл 23, 2007 10:44 am
Умер Александр Татарский - создатель мультфильмов «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег», руководитель студии «Пилот».
Вряд ли найдется хоть один человек в этой стране, который не видел мультфильмов Александра Татарского - исключая, возможно, грудных младенцев. Те, что постарше, уже знают «Спокойной ночи, малыши», анимационная заставка к которым идет в эфире уже больше 25 лет, став достоянием книги рекордов Гиннеса.
Те, кто много старше, вероятно еще помнят настоящее потрясение от первого показа «Пластилиновой вороны» - в 1981 году абсурд в эфире, исключая природный абсурд советского вещания с телезарисовками и комбайнами, был редкостью.
В пластилиновом хаосе, творившемся на экране, страна почувствовала нечто исключительно понятное - действительно, может быть, ворона, а может быть, и собака, никогда не знаешь. Совершенно не удивительно, что ленту сразу запретили.
И это при том, что создавалась она не просто так. Татарскому, только начавшему работать для телевидения, предложили сделать вполне официозный проект - ленту из трех новелл по мотивам рисунков детей. Татарский в этот момент интересовался всякими авангардными техниками, делал фильмы при помощи самых неожиданных материалов, вплоть до зубной пасты, а тут - нате вам, счастливое советское детство. Отказываться не стал. Пригласил Григория Гладкова, барда, позже - создателя группы «Кукуруза», с которым режиссер познакомился раньше, в Крыму, прямо на коктебельском пляже. Стихи написал Эдуард Успенский. Потратили 800 килограмм пластилина, который из-за тусклого цвета пришлось раскрашивать. Записали музыкальные партии - тут тоже пришлось выкручиваться. По одним воспоминаниям, показалось, что исполнение звучит как-то вяло, по другим - хронометраж не совпал, но, как бы то ни было, решили запустить звуковую дорожку на ускоренной промотке, от чего песня залопотала смешным мультяшным голосом. Фильм был готов - три части, две рисованные, третья пластилиновая, детские рисунки присутствовали - все как надо. И вдруг - запретили. Спасла «Кинопанорама» Эльдара Рязанова и Ксении Марининой, рискнувших дать мультфильм в эфир с рассказом о его создании.
Поступок по тем временам мужественный, но, как ни странно, ничего не случилось, никого не сняли, а страна обрела своего парадоксального героя - Ворону.
Татарский получил возможность работать дальше, заставлять людей смеяться и немного грустить. Смешить ему нравилось - отец писал скетчи и репризы для цирковых, в доме бывали Никулин и Олег Попов, сам режиссер в детстве мечтал быть клоуном. Однако студия мультипликации Киевнаучфильма, где Татарский оказался впервые в 12 лет, оказалась притягательней. Учился на киноведа-сценариста, параллельно работал на студии, делал все, что нужно: чернорабочим, помощником, потом - аниматором, освоив все стадии производства фильмов. Работал он, в частности, над «Приключениями капитана Врунгеля» Давида Черкасского.
Потом была «Ворона», и «Спокойной ночи, малыши», и «Падал прошлогодний снег», и «Обратная сторона Луны».
Мужичонка из «Снега» стал национальным героем, но самое удивительное достижение Татарского было еще впереди - мультстудия «Пилот», сначала государственная, а потом - первая частная киностудия в стране.
С момента появления студии в 1988 году Александр Татарский оставался ее бессменным художественным руководителем. Здесь появилось множество проектов - и сериал «Братья Пилоты», и недавняя «Гора самоцветов». Сам Татарский снял здесь немного - «Унесенных ветром», «Красные ворота Расемон», много сил отнимало руководство студией. Не закончил он и свой главный проект, начатый еще в 1986 году - «Прибытие поезда».
В ночь на 22 июля Александра Татарского обидно рано – ему было всего 56 лет – не стало. По предварительным данным, прощание с режиссером и похороны состоятся в среду.
// gazeta.ru
Вряд ли найдется хоть один человек в этой стране, который не видел мультфильмов Александра Татарского - исключая, возможно, грудных младенцев. Те, что постарше, уже знают «Спокойной ночи, малыши», анимационная заставка к которым идет в эфире уже больше 25 лет, став достоянием книги рекордов Гиннеса.
Те, кто много старше, вероятно еще помнят настоящее потрясение от первого показа «Пластилиновой вороны» - в 1981 году абсурд в эфире, исключая природный абсурд советского вещания с телезарисовками и комбайнами, был редкостью.
В пластилиновом хаосе, творившемся на экране, страна почувствовала нечто исключительно понятное - действительно, может быть, ворона, а может быть, и собака, никогда не знаешь. Совершенно не удивительно, что ленту сразу запретили.
И это при том, что создавалась она не просто так. Татарскому, только начавшему работать для телевидения, предложили сделать вполне официозный проект - ленту из трех новелл по мотивам рисунков детей. Татарский в этот момент интересовался всякими авангардными техниками, делал фильмы при помощи самых неожиданных материалов, вплоть до зубной пасты, а тут - нате вам, счастливое советское детство. Отказываться не стал. Пригласил Григория Гладкова, барда, позже - создателя группы «Кукуруза», с которым режиссер познакомился раньше, в Крыму, прямо на коктебельском пляже. Стихи написал Эдуард Успенский. Потратили 800 килограмм пластилина, который из-за тусклого цвета пришлось раскрашивать. Записали музыкальные партии - тут тоже пришлось выкручиваться. По одним воспоминаниям, показалось, что исполнение звучит как-то вяло, по другим - хронометраж не совпал, но, как бы то ни было, решили запустить звуковую дорожку на ускоренной промотке, от чего песня залопотала смешным мультяшным голосом. Фильм был готов - три части, две рисованные, третья пластилиновая, детские рисунки присутствовали - все как надо. И вдруг - запретили. Спасла «Кинопанорама» Эльдара Рязанова и Ксении Марининой, рискнувших дать мультфильм в эфир с рассказом о его создании.
Поступок по тем временам мужественный, но, как ни странно, ничего не случилось, никого не сняли, а страна обрела своего парадоксального героя - Ворону.
Татарский получил возможность работать дальше, заставлять людей смеяться и немного грустить. Смешить ему нравилось - отец писал скетчи и репризы для цирковых, в доме бывали Никулин и Олег Попов, сам режиссер в детстве мечтал быть клоуном. Однако студия мультипликации Киевнаучфильма, где Татарский оказался впервые в 12 лет, оказалась притягательней. Учился на киноведа-сценариста, параллельно работал на студии, делал все, что нужно: чернорабочим, помощником, потом - аниматором, освоив все стадии производства фильмов. Работал он, в частности, над «Приключениями капитана Врунгеля» Давида Черкасского.
Потом была «Ворона», и «Спокойной ночи, малыши», и «Падал прошлогодний снег», и «Обратная сторона Луны».
Мужичонка из «Снега» стал национальным героем, но самое удивительное достижение Татарского было еще впереди - мультстудия «Пилот», сначала государственная, а потом - первая частная киностудия в стране.
С момента появления студии в 1988 году Александр Татарский оставался ее бессменным художественным руководителем. Здесь появилось множество проектов - и сериал «Братья Пилоты», и недавняя «Гора самоцветов». Сам Татарский снял здесь немного - «Унесенных ветром», «Красные ворота Расемон», много сил отнимало руководство студией. Не закончил он и свой главный проект, начатый еще в 1986 году - «Прибытие поезда».
В ночь на 22 июля Александра Татарского обидно рано – ему было всего 56 лет – не стало. По предварительным данным, прощание с режиссером и похороны состоятся в среду.
// gazeta.ru