Статья про советское образование

Здесь обсуждаются все темы, не подходящие к другим разделам.
Аватара пользователя
Necroman
Профи
Сообщения: 1808
Зарегистрирован: Чт ноя 03, 2005 9:50 pm
Откуда: Redmond, WA
Контактная информация:

Сообщение Necroman » Пт фев 08, 2008 9:05 am

На газете.ру продолжается заочный диалог читателей о проблеме образования. Вот очень интересный взгляд.

***

Мало кто понимает, что серьезные успехи советской науки и техники, те самые, которые дали стране ядерное оружие, авиастроение и многое другое, и которыми по праву мы так пылко гордимся до сих пор, в весьма малой степени обязаны «заботе родной коммунистической партии».

Радикальная реформа высшего образования в России (ныне почти забытая) произошла в конце XIX века, и основную роль в ней сыграл С.Ю. Витте. Именно он, будучи министром финансов, решительно поддержал организацию в России принципиально новых Политехнических институтов. Введение лабораторных практикумов (это методика), закупка лучшего научного оборудования (это техника), массовая стажировка в Европе молодых людей (это преподавательские кадры) заложили, говоря модным языком, «матрицу». Чуть позже к этой системе присоединились лучшие университеты. В гимназиях резко увеличили часы на физику, математику. Появились реальные училища, а затем и коммерческие училища (техникумы советских времен).

В целом была заимствована немецкая система двухуровнего образования: техникум - ВУЗ. Вот эта «матрица» и начала готовить специалистов МИРОВОГО УРОВНЯ.

Продержалась эта система без катастрофических перемен и при Советской власти вплоть до 30-годов. Даже рабфаки, эти по существу курсы подготовки в ВУЗ, принципиальных изменений в систему не внесли. К началу тридцатых СовВласть созрела. Одна цитата из первой БСЭ т.14, с.35 (1929 год) о преподавательском составе ВУЗов: «он, конечно, совершенно не годится для решения поставленной историей (т.е. Советской властью) задачи». С 1932 года началась решительная «советизация» ВУЗов.

До трети (!!!) времени отошло на преподавание самых актуальных наук (История КПСС, Марксистко-ленинская философия, Политэкономия, Научный коммунизм, Научный атеизм). Решительно изменена кадровая политика (понятно в какую сторону: где преподавал бы булгаковский проф. Преображенский со своими взглядами на советские газеты). К 1940 году с реформой ВУЗов в основном покончили (постановление 23.06.1936 года). Школы отделались меньшей «кровью» и уровень подготовки по естественным наукам худо-бедно сохранили, потеряв, конечно, всю гуманитарную область.

Ну, а теперь, немного прикинем числа. Пусть «в полную силу» специалист входит к 40-45 годам.

Это значит, что до 1970 года Россия использовала в науке и технике тот самый потенциал, который был заложен еще Витте, ибо в 1970 году людям, окончившим ВУЗы в 1935 году, было еще 55-60 лет.

Они еще в полную силу работали в НИИ, учили хотя бы в некоторых университетах.

Когорта великих физиков (Ландау, Капица, Зельдович, Семенов, Тамм, Колмогоров и многие другие - каждый сам может продолжить этот список легенд в разных областях науки) получили образование еще ТОГДА, когда ВУЗЫ были по существу «виттевскими», а вовсе НЕ СОВЕТСКИМИ. Они учились у людей еще «виттевского» призыва, по ИМИ разработанным планам, по ИХ требованиям.

Но это обстоятельство не замечают (верю, что по причине недомыслия, а не по злому умыслу) многие апологеты преимуществ «советского» образования. С конца сороковых годов начался следующий, не менее страшный, этап. Он продолжался примерно до 1980 года. По всей стране массовым порядком образовывались пединституты, университеты и т.д. Каждая область заполучила свой «пед» и «мед», а то и «политех» и даже «университет».

Каждый ректор твердо знал: не принял в ВУЗ нужного числа абитуриентов - плохо ему будет.

Численность приема росла. СССР даже ненадолго вышел на первое место в мире по числу студентов. Зато качество приема падало катастрофически. Конкурсы превращались в фикцию. Отчислять было опасно, от этого зависит численность преподавателей. Автор лично столкнулся со студенткой второго (!) курса технического (!) ВУЗа, которая считала, что в сантиметре 100 милиметров! Зато по нормативным документам целью высшего образования ставилось сначала «воспитание сознательных строителей коммунизма», а уж потом «обладающих высокой квалификацией…».

А тем временем старики (там, где они были) принялись умирать. На их место приходили «новые люди». Не все они хуже, слабее. Были и есть среди них «дети» и даже «внуки» тех легендарных стариков (например, Нобелевский лауреат А.Абрикосов, ученик Ландау), но общий уровень медленно, но неуклонно падает.

Не случайно, что именно в тех научных направлениях, которые возникли ПОСЛЕ катастрофы, устроенной советской властью в высшем образовании, СССР лидерства так никогда не имел.

(Дежурная шутка, возникшая в те годы: советские микросхемы - самые большие микросхемы в мире). Дело не только в микросхемах. Отставание множилось. (Японец, после посещения завода: «Мы думали, что вы отстали на 15 лет, а вы отстали навсегда»). В ЦК КПСС было достаточно много неглупых людей, и там начались разговоры, обсуждения и даже публикации о «третьей научно-технической революции» и мерах по ее «овладению», но было уже безнадежно поздно. Да и кто дал бы что-то менять?

Так что сейчас в науке и технике мы лишь пожинаем плоды реформ советской власти в высшем образовании. А какие реформы проведем мы?
Пока в технических ВУЗах (которых не стало меньше) история КПСС и прочая политэкономия по-прежнему процветают, хотя и в переименованном виде (а куда девать преподавателей?), а вот новейший электронный микроскоп имеет год выпуска - 1973 и уже 20 лет не работает. На нем и учим… Тем временем в американских университетах (не всех) совершенно безобразную систему школьной подготовки по физике благополучно исправляют за 1 год и выпускают будущих нобелевских лауреатов.

***

К статье есть комментарии, отзывы в поддержку, и возражения (как всегда, впрочем):
http://gazeta.ru/education/2008/01/15_e_2557734.shtml
United We Stand

ББ

Сообщение ББ » Пт фев 08, 2008 10:49 am

Даже не читая: тупой Некроман снова, как обычно, цитирует чужие лживые помои про СССР.

ББ

Сообщение ББ » Пт фев 08, 2008 11:03 am

Так и есть.
[удовлетворённо кивает]
И снова предсказуемое оплёвывание своего (уже не своего) и снова упоённая дрочка на США.
Раз за разом, одно и то же.
Так держать, говнюк.
Давно подмечено: Западу даже деньги на подкуп особо не надо было тратить,
отечественные дебилы радостно насрут на свою родину бесплатно.

Физик

Сообщение Физик » Пт фев 08, 2008 1:24 pm

На газете.ру продолжается заочный диалог читателей о проблеме образования. Вот очень интересный взгляд.

На км.ру помещена статья о Советском образовании. Вот очень интересный взгляд.

**********************************************************

К счастью, в начале 1930-х влияние старых большевиков типа Луначарского сошло на нет. Развивавшаяся промышленность требовала все больше образованных специалистов, и сталинское правительство занялось школами. В 1931–1932 годах новомодные американские методы были упразднены и восстановлена классическая система обучения. Чуть позже в школу вернулась изгнанная «интернационалистами» русская и всеобщая история. И, наконец, Постановление ЦК ВКП(б) от 4.07.1936 «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» поставило точку в тестовой вакханалии. Педология была изгнана из школы и десятки тысяч «отсталых» детей смогли вернуться к нормальной учебе.

И не надо об уравниловке — обязательным стандартом было лишь неполное среднее образование. Дальше же путь зависел от способностей и желания. Кстати, и «колледжи», готовившие «бакалавров», в той системе тоже имелись. Только назывались не столь мудрено — техникумами.


Так тов.Сталин совершил самое гнусное преступление против западной идеологии оболванивания — создал систему, в массовом порядке учившую детей думать, рассуждать, самостоятельно мыслить. Результаты стали видны уже очень скоро. Всего через несколько лет выпускники этих школ приняли удар самой совершенной военной машины объединенной Европы, созданной арийскими сверхчеловеками. И свернули ей шею. Этим мальчишкам было за что умирать в приволжских степях. И спины им прикрывали не вымышленные современными перестроечными бесами НКВДисты с пулеметами – столько было просто не набрать, - а тени предков всей тысячелетней истории России.

Выпускники этой же школы за считанные годы восстановили разрушенную войной страну, подчинили энергию атома, создали лучшие в мире самолеты. Созданные ими ракеты первыми ушли в космос.

Наиболее коротко и емко успехи советской школы были признаны в реакции Джона Кеннеди на полет Гагарина:
«Победило советское образование. Ребята, нам надо учить физику, иначе придется учить русский язык».


И даже годы брежневского маразматического безвременья, а затем «перестройки» и «построения демократии» не смогли разрушить эту систему — настолько прочен был фундамент.
Вот от какого наследства нам предлагают отказаться реформаторы.

Аватара пользователя
Necroman
Профи
Сообщения: 1808
Зарегистрирован: Чт ноя 03, 2005 9:50 pm
Откуда: Redmond, WA
Контактная информация:

Сообщение Necroman » Пт фев 08, 2008 9:01 pm

Высказывание Кеннеди никак не отменяет достаточно простых фактов, изложенных в статье, а скорее подтверждает их.

В 1930-40 годы "советскому" образованию было неоткуда взяться. "Советское" - оно же как минимум после 1917 года, а точнее - после начала 30-х годов, когда шла первая реформа ВУЗовского образования. Соответственно, люди, сконструировавшие и запустившие первый спутник (испугавший Кеннеди), учились именно в системе образования, созданной С.Ю. Витте. Включая, разумеется, и Королёва, и других самых значительных учёных и конструкторов того времени.

Что было новым в советской системе по отношению к виттевской, так это упор на "всеобщесть" образования. Однако "массовость" не означает качество, и в позднесоветской науке (70-80 гг.) спад виден невооружённым взглядом. Видимо, для научно-технического прорыва важнее дать отличное образование одному студенту, чем среднее - десяти.
Последний раз редактировалось Necroman Пт фев 08, 2008 9:01 pm, всего редактировалось 1 раз.
United We Stand

Гость

Сообщение Гость » Пт фев 08, 2008 10:32 pm

Статья пистешь и провокация.
В 1917 году в Российской Империи имелось жалких 3 млн работников умственного труда (~2% населения страны) - всех вместе взятых ученых, учителей, инженеров, художников, композиторов и тд. В первые годы существования СССР их стало (~1 млн человек).
Российские дореволюционные наука и техника были в полной жопе что ярко демонстрирует кошмарная промышленная и техническая отсталость дореволюционной России.
Хотя фундаментальная наука находилась в более-менее нормальном состоянии и высшее образование было очень качественным (но недоступным для 90% населения).

Так почему же в царской России с одной и той же прекрасной системой образования было все до такой степени херово, а ученых и инженеров можно было пересчитать по пальцам, а в СССР вдруг резко стало зашибись?

О какой вообще "системе Витте" может идти речь с этим 1 млн человеков на все про все в полностью разрушенной войной стране?
Заново все пришлось создавать. А то что учителя все сами учились "при царе" так откуда другим-то было взятся? С Марса?
Это я не говорю уж о массовом школьном образовании, которого считай не было в царской россии с ее 25% грамотного населения.

А вообще в статейке ловко все подогнано. Прикинули что в истории страны наибольший скачек в количестве (в 10 раз) и качестве ученых, инженеров и т.д произошел в 30-е. Значит заявить что "все сделали те кто еще при царе учился, в СССР все были бездарные" не получится. Вот и придумали мифическую "систему Витте" которая каким-то лядом дотянула чуть ли не до 21 века, вербуя себе агентов среди граждан СССР. Очевидно подпольно работали, под прикрытием. Лапша на уши развешана, всем спасибо, все свободны.
Что было новым в советской системе по отношению к виттевской, так это упор на "всеобщесть" образования. Однако "массовость" не означает качество, и в позднесоветской науке (70-80 гг.) спад виден невооружённым взглядом. Видимо, для научно-технического прорыва важнее дать отличное образование одному студенту, чем среднее - десяти.
Я не знаю что там видит "невооруженным взглядом" инфузория типа некромана, но Советская наука и система высшего образования оставалиась одними из лучших в мире до 90-х, что ярко доказывают сотни тысяч наших соотечественников, учившихся и в 60-е и в 70-е и в 80-е, которых расхватали и расхватывают ведущие научные учреждения всего мира, или их тоже, того, из прошлого завезли?
В 1930-40 годы "советскому" образованию было неоткуда взяться. "Советское" - оно же как минимум после 1917 года, а точнее - после начала 30-х годов, когда шла первая реформа ВУЗовского образования.
Ловко. Если факт не подтверждает теорию, надо его подрихтовать. И вот уже "Советское" начинается в 1930. Предлагаю более прогрессивную методу. Надо точечно, по годам рихтовать. Вот например - поражения 1941-1942 года - это советское. Победы 1943-1945 - это Витте, откуда там советское взялось-то в 1945, неоткуда.
Первый полет человека в Космос - по системе Витте, ясен пень Николай именно на 1961 г это все и запланировал. А вот проигранная Лунная гонка - это советское, царские ученые к этому моменту уже кончились, а совковые 2+2 сложить не могут. Плохие микросхемы - совок. Хорошие ракеты - витте и т.д и т.п. Удобно!

Аватара пользователя
Necroman
Профи
Сообщения: 1808
Зарегистрирован: Чт ноя 03, 2005 9:50 pm
Откуда: Redmond, WA
Контактная информация:

Сообщение Necroman » Пт фев 08, 2008 11:10 pm

В 1917 году в Российской Империи имелось жалких 3 млн работников умственного труда (~2% населения страны) - всех вместе взятых ученых, учителей, инженеров, художников, композиторов и тд. В первые годы существования СССР их стало (~1 млн человек).
Мимо кассы. В статье говорится не о количестве работников умственного труда, а о качестве и методиках ВУЗовского образования, о технологиях "выпечки" учёных мирового класса.
Российские дореволюционные наука и техника были в полной жопе что ярко демонстрирует кошмарная промышленная и техническая отсталость дореволюционной России. Хотя фундаментальная наука находилась в более-менее нормальном состоянии и высшее образование было очень качественным (но недоступным для 90% населения).
Да, именно о фундаментальной науке речь, а не доступности высшей математики для крестьян.
Так почему же в царской России с одной и той же прекрасной системой образования было все до такой степени херово, а ученых и инженеров можно было пересчитать по пальцам, а в СССР вдруг резко стало зашибись?
Потому что система образования Витте, заимствованная на рубеже 19 и 20 веков, стала приносить плоды в СССР, который её унаследовал? К тому времени как минимум одно поколение людей по ней выучилось.
Это я не говорю уж о массовом школьном образовании, которого считай не было в царской россии с ее 25% грамотного населения.
И я не говорю - статья-то о вузовском образовании, а не школьном.
А вообще в статейке ловко все подогнано. Прикинули что в истории страны наибольший скачек в количестве (в 10 раз) и качестве ученых, инженеров и т.д произошел в 30-е. Значит заявить что "все сделали те кто еще при царе учился, в СССР все были бездарные" не получится.
Почему, именно это и говорится. И Сталин твой "учился" при царе (на попа), и все учёные и инженеры в 30-гг учились не в революцию, гражданскую войну и диктатуру пролетариата, а именно в той системе, которую Витте внедрил.
В 1930-40 годы "советскому" образованию было неоткуда взяться. "Советское" - оно же как минимум после 1917 года, а точнее - после начала 30-х годов, когда шла первая реформа ВУЗовского образования.
Ловко. Если факт не подтверждает теорию, надо его подрихтовать. И вот уже "Советское" начинается в 1930.
То есть ты с этим не согласен, хорошо. Тогда когда начинается именно "советское" вузовское образование, принципиально отличное от виттевского, если не в 30-е годы?
Последний раз редактировалось Necroman Пт фев 08, 2008 11:11 pm, всего редактировалось 1 раз.
United We Stand

must
Профи
Сообщения: 64
Зарегистрирован: Сб май 05, 2007 4:37 pm

Сообщение must » Сб фев 09, 2008 3:52 pm

Я вот читаю все эту белеберду и больше фигею. Даже ввязываться в спор не хочется -это как спорить с человеком, который утверждает что мир стоит на трех китах - только самоуважение терять. Ладно бы это нес откровенный отморозок и придурок, какой нибудь попка дурак и очевиднодный провокатор,- так нет. Видно, что он умный и достаточно культурный человек, особенно когда вдруг просыпается и демонстрирует достаточно здравые мысли. А потом опять такую ахинею несет, что задумываешься уже над тем закончил ли он среднюю школу!
А вообще мне это достало - до какой степени все эти исторические споры будут здесь продолжаться? Заколебало. Даже это и не споры - постоянно опускают нашу страну и народ. Да Россия не родина слонов, но тоже не последний в деревни, есть и хуже. И я и многие наши граждане начали уже судить историю с правильной , эгоистической позиции, как это делают везде. Америка сгеноцидела индейцев - молодец освободила пространство для своих переселенцев. Забомбила несколько стран в каменный век - отлично, если это соотвествует ее интересам. И она не краснеет и даже делает пиар - мы принесли им демократию, а о индейцев мы позаботились - оставших недобитков переместили в уютные резервации! Вот на кого надо равняться! А есть демократия или нету их не волнует!
И ладно если бы такое говорил гражданин, который бы хотел остаться жить в России и растит детей и внуков. Я бы понял его неумеренный интерес к настоящему и прошлому своей страны. Его озабоченность была бы мне понятна - ему здесь жить и жить, с ним можно было бы поговорить на основе общих интересов . Но такая забота от Некромана, человека, принцип которого жить там где ему захочется и где ему хорошо мне вообще не понятны. И слушать нравоучения извините от него, живущего где то далеко , не хочу.

Аватара пользователя
Necroman
Профи
Сообщения: 1808
Зарегистрирован: Чт ноя 03, 2005 9:50 pm
Откуда: Redmond, WA
Контактная информация:

Сообщение Necroman » Вс фев 10, 2008 2:06 am

Это хорошо, что ты не ввязываешься в спор. Потому что очевидно не способен понять его суть.

Когда для обсуждения выкладывается статья (написанная не мной), где приводятся доводы в пользу того, что большое число российских учёных достигло мирового класса благодаря принципам, заложенным в систему вузовского образования ещё Витте - для тебя это пустой звук. Ты в этом видишь "опускание страны и народа", в то время как страна Витте, Колмогорова, Королёва, Зельдовича, Вавилова, Ландау - это именно твоя страна и есть, дурень. И речь вовсе не о том, хорошая она или плохая.

Не хочется читать - не читай. Займись лучше русским языком - очень странно выглядят безграмотные комментарии в теме про образование.
Последний раз редактировалось Necroman Вс фев 10, 2008 2:40 am, всего редактировалось 1 раз.
United We Stand

ББ

Сообщение ББ » Вс фев 10, 2008 2:33 am

Не крути жопой, Некроман, ты прекрасно знаешь, что в твоей узколобой пропагандистской деятельности (да, это она и есть) вменяемых людей не устраивает в частности позиция оплевать, оболгать, растоптать, вычеркнуть советский период нашей истории – период наивысшего расцвета страны и подъёма благосостояния, образования и духовного развития её населения. В связи с этим сам ты мудак и деятельность твоя – мудацкая.

Ответить